Иерей Виталий Зорин призвал к осмыслению заповедей любви в преддверии Рождественского поста

23 ноября в храме Иоанна Предтечи была совершена Божественная литургия в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Богослужение возглавил настоятель храма, иерей Виталий Зорин, которому сослужил иерей Максим Мамонов. Молитвенные песнопения исполнил церковный хор под управлением регента Надежды Зориной.

По окончании литургии настоятель обратился к прихожанам с пастырским словом. Он поприветствовал всех собравшихся и особо отметил приближение Рождественского поста, который начнется в следующую пятницу, а заговенье приходится на четверг, 27 ноября – день памяти святого апостола Филиппа. Отец Виталий также напомнил, что для храма 27 ноября является особой датой: именно в этот день в 2016 году в храме была совершена первая архиерейская Божественная литургия, положившая начало регулярным богослужениям. На протяжении девяти лет храм обустраивался и преображался усилиями прихожан и благотворителей.

В контексте грядущего поста, воскресное евангельское чтение – «Притча о милосердном Самарянине» – предваряется важным диалогом. Некий законник, искушая Христа, спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Господь, зная помыслы Своего собеседника, предложил ему обратиться к Закону. Законник ответил словами, которые, по словам настоятеля, нечасто услышишь от иудея: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Отец Виталий подчеркнул, что такой ответ свидетельствовал о глубоком и неформальном изучении закона: законник смог объединить десять заповедей, данных Моисею, в две главные. Первые четыре заповеди касаются любви и верности Богу, а остальные шесть – отношения человека к другому человеку и к самому себе. Господь подтвердил правильность его ответа: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить вечно».

Желая оправдаться, законник затем спросил: «А кто же мой ближний?». Настоятель объяснил, что для иудейской среды того времени этот вопрос имел особое значение, поскольку соблюдение Моисеева закона распространялось только на соплеменников. Господь же начал учить избранный народ тому, что эти заповеди должны соблюдаться по отношению ко всем людям, а не только к родственникам или членам своего племени.

В ответ на этот вопрос Спаситель рассказал притчу о милосердном самарянине. Мимо избитого и страждущего человека прошли иудейский священник и левит, не оказав помощи. Но некий самарянин, которого евреи презирали и считали недостойным общения с Богом, проявил истинное милосердие: он позаботился о раненом, отвез его в гостиницу, оплатил его содержание и обещал возместить любые дополнительные расходы.

Иерей Виталий подчеркнул, что именно такая любовь, явленная самарянином, является подлинной – той, которой Бог любит Свое творение и к которой призваны все христиане. Эта любовь должна проявляться ко всякому человеку, встречающемуся на жизненном пути, особенно к нуждающемуся в помощи и милосердии. Такие добрые дела становятся подтверждением нашей веры и залогом спасения.

Настоятель еще раз напомнил, что грядущий Рождественский пост – это не просто время воздержания от пищи, но период духовного совершенствования, когда мы призваны глубже осмыслить заповеди любви к Богу и ближнему.